ИГЕМ РАН

Учебно-научный центр


Учебно-научный центр Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН и Высшего колледжа рационального природопользования Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (УНЦ ИГЕМ РАН и ВКРП РХТУ им. Д.И. Менделеева) создан по инициативе академика Н.П. Лаверова в 2004 г. при поддержке Бортникова Н.С., Саркисова П.Д. и Колесникова В.А. для подготовки высококвалифицированных кадров по направлениям "Экология и природопользование" и "Науки о земле".


Руководители:

  • Тарасова Наталия Павловна - руководитель УНЦ ИГЕМ РАН и ВКРП РХТУ им. Д.И. Менделеева, директор Института химии и проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, зав. кафедрой проблем устойчивого развития Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН.
    Тел. (495) 973-24-19, (495) 978-78-58, факс (495) 973-24-19
    Е-mail: tarasnp@muctr.edu.ru
  • Лобанов Константин Валентинович - директор ИГЕМ РАН, член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук.

  • Направление подготовки:

  • Экология и природопользование

  • Науки о земле



    Основной целью УНЦ является подготовка специалистов для работы в ведущих научных центрах Российской академии наук, аппарате государственного управления, экспертных экологических структурах. Задача колледжа как образовательной составляющей УНЦ - дать междисциплинарное системное образование в области устойчивого развития на основе углубленного изучения широкого круга естественно-научных, гуманитарных и специальных дисциплин.

    Помимо этого, одна из важных задач УНЦ состоит в устранении разрыва между высшим образованием и практикой современных научных исследований в области рационального природопользования, а также деятельностью различных научно-технических центров, в частности, инновационных.


    Первоочередными задачами УНЦ ВКРП РХТУ и ИГЕМ РАН были определены:

  • Разработка программ специальных дисциплин по основным направлениям изучения и использования минерального сырья, радиогеоэкологии с включением их в учебный план ВКРП.
  • Привлечение ведущих ученых РАН (в частности, ИГЕМ) для чтения лекций.
  • Организация семинаров и практических занятий на базе лабораторий ИГЕМ РАН, а также выполнение в них курсовых и дипломных работ.
  • Вовлечение студентов, начиная со II семестра обучения, в текущие исследования лабораторий ИГЕМ РАН.
  • Организация и обеспечение педагогической и исследовательской практик для аспирантов ИГЕМ РАН по направлению подготовки Науке о земле.

  • На настоящий момент решение этих задач обеспечивается:

  • высококвалифицированным кадровым профессорско-преподавательским составом,
  • широким спектром научных интересов студентов, которые выполняют научно-исследовательские работы в ИГЕМ РАН и других институтах Российской академии наук, участвуют в международных и российских научных конференциях, являются соавторами научных статей, проходят летние научные практики на базе академических институтов.

  • Учебно-научный центр ВКРП РХТУ и ИГЕМ РАН располагает современной аппаратурной и аналитической базой института. Эта база включает лаборатории и группы (химическая, электронной микроскопии, инструментального нейтронно-активационного анализа, рентгено-флюоресцентного анализа и др.), которые оснащены современным оборудованием (электронными микроскопами, масс-спектрометрами различного типа и т.д.), позволяющим изучать минеральный, химический, элементный и изотопный состав, а также структуру веществ на макро- и микроуровнях. Студенты имеют возможность участвовать в работах любой из этих лабораторий и групп.


    Многолетний опыт работы УНЦ ВКРП и ИГЕМ свидетельствует о том, что колледж является интеграционной структурой высшего образования и науки, решающей задачи активизации научной деятельности лабораторий академических институтов и базовых кафедр высших учебных заведений, подготовки высококвалифицированных специалистов для постоянного воспроизводства научных и педагогических кадров, в том числе на региональном уровне; закрепления молодых ученых в системе научных учреждений России – предотвращение утечки мозгов, кадрового омоложения отечественной науки.